Сотни лет жители Нидерландов упрямо отвоевывают землю у моря. Строить обычные здания на дефицитных участках здесь очень дорого — почвы чаще всего болотистые, требующие забивания большого количества свай. Плавучие дома — любопытная альтернатива обычному жилью. И если сейчас в стране ежегодно строят около 200 домов на воде, то, судя по спросу, через 10 лет их количество возрастет в сотню раз — до 20 000 в год.
В районе Амстердама под названием Айбург к пирсу пришвартован целый плавучий квартал, спроектированный архитектором Марлиесом Ромером. Плавающие жилища по-голландски — это бетонный поддон, высота которого составляет около 1,5 м, плюс деревянный каркас с облицовкой панелями. Главная особенность построек — в том, что части домиков можно передвигать и изменять по желанию владельцев. Негде выгуливать собак? Без проблем: хозяева оплачивают озеленение террас, ставят их на понтоны и получают желаемое. Не хватает места для встречи с друзьями? Докупают модуль, барбекю, уличную мебель. И нет проблемы.
Новые комнаты, озеленение террас и живописный вид
Таким образом можно в любой момент расширить полезную площадь дома, добавив, словно в конструкторе, новые комнаты-модули, теплицы, лужайки. Хотя полноценное озеленение террас и крыш, которыми известна кровельно-ландшафтная компания «ЦинКо РУС», здесь достаточно редкое явление. Чаще выставляют цветы или деревья в кадках. Собирают постройки на верфи, там же производят внутреннюю отделку, и готовые конструкции по воде доставляются на место.
Отношение государства к таким проектам там достаточно курьезное. С одной стороны, идея эконом-жилья, не требующего земли, приветствуется. Даже создана специальная госструктура — куратор выдачи именных лицензий на подобную недвижимость. С другой, фантазию архитекторов жестко отрезвляют множеством требований. Основные из них:
• расстояние между пришвартованными домами — более 2 м;
• вилла не должна погружаться глубже полутора метров;
• ее высота от водной поверхности не может превышать 7,5 метра.
Чтобы подогнать характеристики постройки под строгие правила, владельцы вынужденно тратят на переделки десятки тысяч евро. Но даже это не всегда помогает. Словно «Титаник» на айсберг, многие готовые дома на всех парах налетают на бездушную бюрократическую машину, и надолго остаются на верфи.
Фото © Marlies Rohmer